Согласно новым правилам 102-ФЗ (действуют с 1 марта) все подпадающие под государственное регулируемые измерения нужно проводить по утвержденным методикам. Эти методики должны быть внесены в ФИФ по ОЕИ, но пока в базе нет многих необходимых документов, таких как отдельные ГОСТы и ПНД Ф.
Аттестованная методика измерений (МИ) — это документально оформленная и официально подтверждённая процедура измерений, прошедшая обязательную метрологическую аттестацию. Процедура регламентируется: Приказом Минпромторга России № 4091 от 15.12.2015; ГОСТ Р 8.563-2009, устанавливающим требования к оформлению и аттестации МИ в рамках государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).
Если методика была аттестована до вступления в силу приказа № 4091, к ней применяются нормы ГОСТ Р 8.563.
Аттестация МИ по приказу № 4091:
- все МИ, оформленные как самостоятельные документы или части других документов, подлежат обязательной аттестации;
- после аттестации организация обязана в течение месяца направить сведения о МИ в ФГИС «Аршин»;
- порядок регистрации методик в «Аршине» установлен приказом Минпромторга № 2906 от 28.08.2020.
Форматы представления методик. ГОСТ Р 8.563 допускает два варианта включения МИ:
- как самостоятельный документ — нормативный правовой акт, стандарт, инструкция и пр.;
- как часть другого документа — стандарт, ТУ, КД, технологическая документация и др.
Может ли МИ из ГОСТ считаться аттестованной?
Да, если методика, содержащаяся в ГОСТ, прошла установленную аттестацию и зарегистрирована в ФГИС «Аршин». Важно понимать: в «Аршин» вносится не сам ГОСТ, а именно методика, которая в нём содержится. Таким образом, ГОСТ может включать аттестованную МИ, даже если сам стандарт в ФГИС не представлен.
Проблема несогласованности нормативов
Возникает правовая коллизия между ГОСТ Р 8.563 и ГОСТ Р 1.2-2020, регулирующим порядок разработки и актуализации национальных стандартов. Первый требует включения сведений об аттестации МИ, второй — допускает метрологическую экспертизу без обязательного упоминания такой аттестации. Это приводит к неопределённости при применении ГОСТов в рамках оценки соответствия и государственного контроля.