ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00, ПТ до 17:30
YouTube
8 (800) 500-41-35
Многоканальный

Саморегулирование: о чем говорит зарубежный опыт?

Саморегулирование: о чем говорит зарубежный опыт?Кульминацией административной реформы, стартовавшей в России в начале двухтысячных годов, стал новый правовой институт обязательного и добровольного саморегулирования.

Свободные рыночные отношения обусловили кардинальные изменения не только в экономике, но и во всех сферах. На определенном этапе стала очевидна, не целесообразность вмешательства государства в протекающие бизнес-процессы. Назрела необходимость передать часть контрольных функций непосредственно участникам рынка: профессиональному сообществу и предпринимателям.

Сегодня, когда СРО действуют в целом ряде отраслей, анализ международного опыта саморегулирования дает возможность применять эффективные приемы уже наработанные в схожих экономических условиях другими странами и идти далее по пути совершенствования норм российского законодательства.

Институт саморегулирования в Соединенных Штатах Америки

США отнюдь не случайно заняло первое место в списке, зарубежных стран, чей опыт стоит изучить. Именно здесь система СРО действует наиболее продолжительное время.

В качестве первого акта саморегулирования в Соединенных Штатах Америке принято рассматривать соглашение об учреждении фондовой биржи в Нью-Йорке, заключенное в 1792 году 24 брокерами. С самого начала существования биржи были установлены четкие правила, в соответствии с которыми осуществлялась торговля ценными бумагами, и реализовывался строгий контроль их исполнения. Спустя 142 года, в 1934 году принимается закон о биржах и ценных бумагах (в котором вводится термин «саморегулируемая организация»), вошедший вскоре в Свод законов США.

На данный момент на американском рынке ценных бумаг действует саморегулирование двух уровней:  обязательное (в некоммерческой организации Financial Industry Regulatory Authority (FINRA)) и добровольное (биржи, как инфраструктурные организации). Обязанности и права СРО с добровольным членством устанавливаются на основе заключаемого между участниками рынка договора. В какие-либо официальные объединения такие организации вступать не обязаны. Координация их деятельности в компетенции ассоциаций и профобъединений. 

Институт саморегулирования действует в США практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов (включая здравоохранение) и предпринимателей.

Примечательно, что благодаря эффективному функционированию СРО в рекламной сфере в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе.

Институт саморегулирования в Великобритании

Британский опыт несколько иной. В этой стране система СРО одна из самых продуктивных. Особой гордостью является саморегулирование в юридической сфере. В соответствии с законом о «О солиситорах» вступить в СРО – Правовое Общество (Law Society) – обязаны все юристы (включая осуществляющих судебную защиту) и специалисты, удостоверяющие сделки, предусматривающие передачу прав собственности. 

Что же касается сферы торговли ценными бумагами, то здесь модель саморегулирования потерпела полное фиаско. Активное участие СРО на рынке ценных бумаг привело к множеству злоупотреблений и существенному нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии. Ключевая причина сложившейся ситуации заключалась в том, что участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций, при этом обязательность членства в СРО носила формальный характер. Закономерным итогом стали кардинальные реформы, начатые в Великобритании в 1997 году, приведшие к полному отказу от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.

Институт саморегулирования в Австралии

Если в Великобритании модель саморегулирования не сработала на рынке торговли ценными бумагами, то в Австралии она оказалась не эффективной в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась аналогично английской (представители юридических профессий обязаны были являться членами Правового Общества).

Недоверие к юристам со стороны общественности обусловило необходимость проведения реформ. Так в штате Новый Южный Уэльс в 2004 году на смену частному саморегулированию пришла система совместного регулирования юридической деятельности судьями, юристами и представителями правительства. В штате Квинсленд с 2007 года  Правовое Общество лишено права рассматривать жалобы, поступающие от потребителей, данная функция перешла в компетенцию Комиссара по юридическим делам.

Международный опыт саморегулирования и российские правовые реалии

Обобщая и анализируя всё вышесказанное, мы можем отметить следующее:

  • Формирование механизмов саморегулирования в зарубежных странах проходило вслед за становлением и развитием бизнеса. В России все произошло с точностью до наоборот – сам бизнес и система СРО инициированы «сверху».
  • Деятельность зарубежных саморегулируемых организаций регулируется отраслевым законодательством. В нашей стране ключевые правила игры для НП СРО определяются базовым законом «О саморегулировании» (Федеральный закон N 315-ФЗ от 01.12.2007) и рядом отраслевых федеральных законов.
  • В РФ СРО – исключительно некоммерческие партнерства, тогда как зарубежные организации могут образовываться в некоммерческом и коммерческом формате.
  • Международный опыт свидетельствует о том, что модель добровольного саморегулирования эффективна далеко не всегда. В России интенсивно развивается институт обязательного саморегулирования, что говорит о предпочтении такого формата российскими предпринимателями и потребителями в качестве более перспективного.  
  • Избежать экономической анархии, являющейся гораздо худшим вариантом, чем тотальный государственный контроль, можно лишь в том случае, когда саморегулирование дополняет контролирующие функции государства, а не подменяет их, стимулируя при этом развитие отрасли и экономики страны в целом. 
Читайте также
23 Август 2023, Среда
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 2050 для прохождения процедуры подтверждения компетенции аккредитованным лицом в адрес ФСА предоставляется заявление о п...
4 Август 2023, Пятница
Согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 к управлению документами системы менеджмента (вариант А): п. 8.2.4 Вся документация, процессы, системы, записи, относящиеся к выполнению требо...
22 Июнь 2023, Четверг
Определение понятия «область аккредитации» приведено в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»: «Область аккредитации - сфера деятел...
Консультация эксперта
Звоните
8 (800) 500-41-35

Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30

Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром

Или задайте свой вопрос, заполнив небольшую форму
и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
* поля, обязательные для заполнения
Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности данного сайта.
© 2010 - 2024 Nice Consulting ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности