Протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ОВПФ) при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)
![Протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ОВПФ) при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)](/assets/cache_image/news/defimg_360x0_5bf.jpg)
Очень часто, после получения заключения по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации при проведении документарной экспертизы, заявители обращают внимание на комментарии экспертов касаемо исполнения критерия аккредитации об исключении конфликта интересов в ИЛ. Зачастую этот вопрос возникает в процессе аккредитации испытательных лабораторий для целей проведения измерений (исследований) в рамках реализации процедуры специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в соответствии с требованиями ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Речь идет о том, что согласно указанного выше ФЗ № 426, в состав отчета о специальной оценке условий труда, организация, проводящая СОУТ, должна прикладывать протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – ОВПФ) где в соответствии с п. 16. Гл. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием заключения по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора.
Таким образом, данные протоколы ОВПФ содержат в себе фактическую оценку результатов измерений проведенных силами испытательной лаборатории, что идет в разрез с требованиями критериев Федеральной службы по аккредитации и требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025) согласно которому четко описаны требования к содержанию протоколов измерений (исследований) выданных ИЛ требования к таким протоколам описаны в п.п. 5.10.2. Протоколы испытаний и сертификаты о калибровке должены содержать:
результаты испытаний или калибровки с указанием (при необходимости) единиц измерений;
п. 5.10.3.1. В дополнение к требованиям, перечисленным в 5.10.2, протоколы испытаний должны, если это необходимо для толкования результатов испытаний, включать в себя:
при необходимости указание на соответствие/несоответствие требованиям и/или техническим условиям;
если это уместно и необходимо, мнения и толкования (см. 5.10.5);
п. 5.10.5. Мнения и толкования:
Если в протокол включены мнения и толкования, лаборатория должна задокументировать основания, на которых они построены. Мнения и толкования должны быть четко выделены в протоколе.
Мнения и толкования, содержащиеся в протоколе испытаний, могут, в частности, касаться:
- мнения о соответствии/несоответствии результатов требованиям;
- выполнения требований, включенных в контракт;
- рекомендаций по использованию результатов;
- инструкций по улучшению.
Таким образом, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 допускает включение в протокол «мнений и толкований», однако не следует рассматривать «мнения и толкования» как заключение о соответствии. Для лабораторий, аккредитованных на деятельность по испытаниям, надо помнить, что их деятельность относится к «оценке соответствия». Факт же подтверждения соответствия устанавливается в специальных документах, которые выпускаются от имени производителя или специально уполномоченных органов по сертификации (декларация о соответствии или сертификат соответствия). В протоколе могут быть приведены значения норм из ТУ и стандартов, ПДК и т.п., и мнение лаборатории о соответствии или несоответствии полученных результатов установленным нормам. В контексте оценки условий труда и указания в протоколах класса условий труда, речь не идет о деятельности по испытаниям, поэтому к ИЛ претензии звучат несколько иначе - наличие заключения в протоколах выданных испытательной лабораторией предполагает аккредитацию в качестве инспекции (они могут делать заключения), а не в качестве ИЛ.
Подводя итог сказанному выше, испытательные лаборатории, входящие в состав организаций проводящих специальную оценку условий труда, могут выдавать лишь промежуточный результат измерений, который в дальнейшем будет использоваться экспертами по СОУТ для определения класса условий труда в рамках проведения специальной оценки условий труда.
Процедура архивирования результатов измерений (исследований) внутри ИЛ и отчетности перед заказчиком в таком случае выглядит следующим образом:
Специалисты ИЛ ответственные за отбор проб и проведение измерений, оформляют результаты измерений (исследований) по форме протоколов утвержденной в ИЛ, с идентификацией лица (лиц), утвердившего(их) протокол испытаний и печатью ИЛ.
После чего данные протоколы подлежат передаче на обработку экспертам по СОУТ для оценки по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора и идентификацией эксперта проводившего оценку условий труда.
Дата выдачи протоколов заказчику, в таком случае будет совпадать с датой утверждения отчета о проведении СОУТ со стороны заказчика.
Было полезно? Поделитесь в социальных сетях!
Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30
Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром