ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00, ПТ до 17:30
YouTube

Протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ОВПФ) при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

02 Марта 2017, Четверг
Александр Иванов
Александр Иванов
Протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ОВПФ) при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

Очень часто, после получения заключения по оценке соответствия заявителя критериям аккредитации при проведении документарной экспертизы, заявители обращают внимание на комментарии экспертов касаемо исполнения критерия аккредитации об исключении конфликта интересов в ИЛ. Зачастую этот вопрос возникает в процессе аккредитации испытательных лабораторий для целей проведения измерений (исследований) в рамках реализации процедуры специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в соответствии с требованиями ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда».  Речь идет о том, что согласно указанного выше ФЗ № 426, в состав отчета о специальной оценке условий труда, организация, проводящая СОУТ, должна прикладывать протоколы исследований (измерений) потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – ОВПФ) где в соответствии с п. 16. Гл. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием  заключения по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора.

Таким образом, данные протоколы ОВПФ содержат в себе фактическую оценку результатов измерений проведенных силами испытательной лаборатории, что идет в разрез с требованиями критериев Федеральной службы по аккредитации и требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025) согласно которому четко описаны требования к содержанию протоколов измерений (исследований) выданных ИЛ требования к таким протоколам описаны в п.п. 5.10.2. Протоколы испытаний и сертификаты о калибровке должены содержать:

результаты испытаний или калибровки с указанием (при необходимости) единиц измерений;

п. 5.10.3.1. В дополнение к требованиям, перечисленным в 5.10.2, протоколы испытаний должны, если это необходимо для толкования результатов испытаний, включать в себя:

при необходимости указание на соответствие/несоответствие требованиям и/или техническим условиям;

если это уместно и необходимо, мнения и толкования (см. 5.10.5);

п. 5.10.5. Мнения и толкования:

Если в протокол включены мнения и толкования, лаборатория должна задокументировать основания, на которых они построены. Мнения и толкования должны быть четко выделены в протоколе.

Мнения и толкования, содержащиеся в протоколе испытаний, могут, в частности, касаться:

- мнения о соответствии/несоответствии результатов требованиям;

- выполнения требований, включенных в контракт;

- рекомендаций по использованию результатов;

- инструкций по улучшению.

Таким образом, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 допускает включение в протокол «мнений и толкований», однако не следует рассматривать «мнения и толкования» как заключение о соответствии. Для лабораторий, аккредитованных на деятельность по испытаниям, надо помнить, что их деятельность относится к «оценке соответствия». Факт же подтверждения соответствия устанавливается в специальных документах, которые выпускаются от имени производителя или специально уполномоченных органов по сертификации (декларация о соответствии или сертификат соответствия). В протоколе могут быть приведены значения норм из ТУ и стандартов, ПДК и т.п., и мнение лаборатории о соответствии или несоответствии полученных результатов установленным нормам. В контексте оценки условий труда и указания в протоколах класса условий труда, речь не идет о деятельности по испытаниям, поэтому к ИЛ претензии звучат несколько иначе - наличие заключения в протоколах выданных испытательной лабораторией предполагает аккредитацию в качестве инспекции (они могут делать заключения), а не в качестве ИЛ.

Подводя итог сказанному выше, испытательные лаборатории, входящие в состав организаций проводящих специальную оценку условий труда, могут выдавать лишь промежуточный результат измерений, который в дальнейшем будет использоваться экспертами по СОУТ для определения класса условий труда в рамках проведения специальной оценки условий труда.

Процедура архивирования результатов измерений (исследований) внутри ИЛ и отчетности перед заказчиком в таком случае выглядит следующим образом:

Специалисты ИЛ ответственные за отбор проб и проведение измерений, оформляют результаты измерений (исследований) по форме протоколов утвержденной в ИЛ, с идентификацией лица (лиц), утвердившего(их) протокол испытаний и печатью ИЛ.

После чего данные протоколы подлежат передаче на обработку экспертам по СОУТ для оценки по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора и идентификацией эксперта проводившего оценку условий труда.

Дата выдачи протоколов заказчику, в таком случае будет совпадать с датой утверждения отчета о проведении СОУТ со стороны заказчика.

Было полезно? Поделитесь в социальных сетях!

Читайте также
22 Сентября 2017, Пятница
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ «Об аккредитации …» установлена обязанность аккредитованных лиц предоставлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее ФГИС) сведения о результатах своей деятельности.
06 Июля 2017, Четверг
Не секрет, что процедуры аккредитации лаборатории или органа по сертификации в Росаккредитации весьма сложны и затратны. Заявители должны оплатить услуги экспертной организации ФСА, которые стоят недешево.
17 Марта 2017, Пятница
22 февраля 2017 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития России от 07.09.2016 г. N 570 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г.
© 2010 — 2018 Nice Consulting ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности
Продвижение сайта Trix Studio