Мы продолжаем работу в удаленном режиме. Доступны для ваших заказов и обращений.

ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00, ПТ до 17:30
YouTube
+7 (495) 150-54-53
Многоканальный

Адаптация требований ISO 9001 при внедрении СМК в органах власти

10 Февраля 2014, Понедельник

 Задачи, решаемые при разработке и внедрении системы менеджмента качества в органах госуправления. Адаптация требований стандарта ISO 9001.

Внедрение СМК, отвечающей требованиям международного стандарта управления качеством ISO 9001:2008, дает возможность формировать системные решения в сфере менеджмента качества услуг, предоставляемых государственными органами власти.

Благодаря использованию принципов управления качеством в государственных органах обуславливаются следующие положительные тенденции:

  • обеспечивается достаточно высокий уровень удовлетворенности граждан, обращающихся в госорганы, общим состоянием системы управления;
  • снижается стоимость оказываемых услуг;
  • стимулируется заинтересованность служащих госаппарата в конечных результатах выполняемой ими работы.

Ярким примером эффективности такого подхода служит Федеральная антимонопольная служб России, ставшая первым в Российской Федерации органом исполнительной власти, получившим сертификат соответствия ISO 9001.

Как показала практика, в ходе реализации проекта по внедрению ISO 9001:2008 в ФАС России удалось выявить недостающие и излишние звенья процесса исполнения функций, а также разработать действенную систему внутреннего аудита деятельности ведомства и систему оценки результативности входящих в его состав структурных подразделений, послужившую базой для вырабатывания системы стимулов госслужащих.

О построении СМК в УФАС Оренбургской области силами «НЦСЭ» тут.

Однако стоит отметить, что в условиях нынешней российской действительности вопрос, связанный с проблематикой разработки и внедрения СМК государственных органов управления в качестве действенного инструмента административной реформы, раскрыт не достаточно полно. Как следствие, возникает ряд дополнительных препятствий на пути реализации концепции эффективного управления качеством и принятия результативных управленческих решений.

Объективный анализ требований, представленных в международных стандартах ISO серии 9000, показывает необходимость их уточнения с учетом специфики государственной службы.

Основные задачи, решаемые при внедрении системы менеджмента качества в органах государственного управления

  • Создание системы, которая способна к изменениям, совершенствованию и саморазвитию.
  • Формирование системы госуправления, ориентированной на граждан, воспринимающей их в качестве заказчиков госуслуг и имеющей изначально заложенные механизмы оценки своей результативности.
  • Реализация принципов открытости и прозрачности (обеспечивается адаптацией и корректировкой требований стандарта ISO 9001:2008).

Адаптация требований ISO 9001 при разработке и внедрении СМК государственной службы. Целесообразные действия

  • Внесение раздела, в котором сформулированы принципы менеджмента качества государственных услуг. Документ должен содержать в себе детальное изложение философии и смысла системы применительно к госслужбе.
  • Уточнение определений и требований. Дается описание терминов, необходимых для того, чтобы как можно более точно описать СМК для органов государственного управления.
  •  Расширение раздела, посвященного политике качества, за счет описания необходимости вырабатывания политики в области развития кадрового состава и политики в области непосредственного управления качеством услуг. При этом каждая политика должна иметь соответствующий ей перечень требований. Так, например, в части кадровой политики речь будет идти о развитии и управлении таких компетенций, как личностные качества сотрудников и их профессиональные знания. В качестве приложения нужен этический кодекс государственного служащего (комплекс этических ценностей, подлежащих непрерывной актуализации).
  • Разработка раздела «Потребитель госуслуг», в котором граждане выделяются как ключевые заказчики системы, то есть ясно и точно описывается иерархия потребителей – все остальные после главного заказчика (гражданина, обращающегося в орган государственной власти). В связи с этим вносится корректировка в части мониторинга удовлетворенности потребителей, указываются приоритетные положения проведения действий по мониторингу согласно установленной иерархии потребителей. Отталкиваясь от поставленной задачи – обеспечить информационную открытость и прозрачность для заявителей, которыми являются граждане Российской Федерации, четко определяются методы, подходы и принципы согласованного взаимодействия с внешней средой.
  • Адаптация раздела, описывающего требования в части, касающейся человеческих ресурсов. Сотрудник должен быть описан как непосредственный ресурс и как цель организации, то есть его развитие входит в число задач первого уровня, приравниваясь к основным целям, ставящимся в области качества. При этом в раздел вносится описание таких принципов, определяющих организацию работы с кадровым составом, как внутренним потребителем системы        
  • Расширение такого понятия, как производственная среда. Дается список рекомендуемых подходов и методов по формированию таковой, выделяются понятия психологического климата и корпоративной культуры.
  • Уточнение требований в части анализа и планирования деятельности органа исполнительной государственной власти с учетом его специфики. Определяются принципы формирования уровней оценки, группы показателей и их детализации при анализе деятельности подразделений, включая те показатели, которые связаны с оцениванием уровня качества внутренних коммуникаций, ориентированных на внутреннего потребителя. Вырабатываются соответствующие методики, позволяющие определить рейтинг подразделений госслужбы, а также подходы и принципы формирования отчетности об их работе.   
  • Определение методик, подходов и принципов формирования отчетности разных уровней: публичной – для граждан (создание официального сайта государственного органа управления), публичной – для сообщества экспертов, внутренней – для проведения анализа результативности деятельности.
  • Введение и раскрытие такого понятия, как «эффективность». Описывается специфика менеджмента эффективности с учетом методов лучших практик, показывается тесная связь между эффективностью и развитием кадрового состава.
  • Определение подходов, определяющих результативность подготовленности и реагирования на техногенные катастрофы, социальные либо военные конфликты, а также позволяющие оптимально точно идентифицировать опасности и риски, связанные с деятельностью государственных структур. 

___________________________________  

Международная практика внедрения СМК в органах государственного и муниципального управления.

Что требуется для прохождения сертификации ISO 9001:2008?

Читайте также
26 Февраля 2020, Среда
25 октября 2019 года Правительством Российской Федерации было принято разработанное Ростехнадзором Постановление № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
23 Января 2020, Четверг
На сегодняшний день терроризм и экстремизм являются одной из самых серьезных угроз международной и внутренней безопасности. Из отдельных явлений эта деятельность переросла в крупномасштабную проблему, угрожающую будущему целых стран и регионов.
Консультация эксперта
Звоните
8 (800) 500-41-35

Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30

Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром

Или задайте свой вопрос, заполнив небольшую форму
и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
* поля, обязательные для заполнения
Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности данного сайта.
© 2010 — 2020 Nice Consulting ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности
Продвижение сайта Trix Studio