ПН-ЧТ с 9:00 до 18:00, ПТ до 17:30
YouTube
8 (800) 500-41-35
Многоканальный

Итоги первого полугодия или СРО строителей проходит проверку на прочность

В истории правового регулирования РФ дата 1 января 2010 г. бесспорно, является одной из самых значимых – институт саморегулирования бесповоротно заменил систему лицензирования. С окончанием переходного периода, когда лицензии существовали параллельно с новыми допусками, вступление в строительную СРО для многих стало насущной необходимостью, а отношения между органами надзора и организациями вышли на совершенно иной уровень. Сегодня, пожалуй, уже можно подвести первые итоги и ответить на ряд вопросов. Какие перемены произошли за минувшие полгода деятельности СРО? Стала ли лучше взаимосвязь инспекций, технических ведомств и бизнеса? Эффективнее ли развиваются отрасли в условиях саморегулирования? Какие ошибки были допущены и, как разрешить спорные ситуации?

Сфера изыскательской, проектной и строительной деятельности стала одной из первых, кого коснулось саморегулирование. Переход начался в очень сложный для страны период – разразившийся мировой финансово-экономический кризис очень серьёзно затронул Россию и, на тот момент о его преодолении говорить было ещё очень рано, а сама строительная индустрия переживала длительную и глубокую стагнацию. Многие придерживались мнения, что время для кардинальных перемен не наступило и формирование СРО строителей необходимо отложить.

Решение было сложным, но оно было принято и надежды тех, кто рассчитывал на неудачу и возврат к лицензированию не оправдались. Более того, за эти шесть месяцев, прошедших с момента принятия закона появился целый ряд предложений о переходе на саморегулирование других отраслей. Многие предприниматели безучастное наблюдение сменили на активную позицию в бизнес-процессах. Сегодня с большой долей вероятности можно утверждать, что вступление в СРО ожидает ещё до конца этого года представителей ЖКХ, пожарной безопасности и некоторых областей энергетики, финансов, юриспруденции.

Каковы же были предпосылки к появлению законопроекта о СРО? Достаточно долгое время целая цепочка проблем в России оставалась нерешенной. Одно из основных препятствий на пути развития бизнеса – доминирование аппарата чиновников, препятствующего нормальной деятельности бесконечными проверками, коррупция и бюрократизм. С другой стороны жесткий государственный контроль так и не превратился в максимально эффективный инструмент, позволяющий пресечь деятельность недобросовестно исполняющих свою работу организаций. Характерным для последних лет примером может служить появление в строительной сфере не одной сотни обманутых дольщиков, выполнение обязательств перед которыми в конечном итоге во многих регионах было принято на себя государством.

Отдельно стоял вопрос о готовности общества принять законы о СРО. Благодаря непредсказуемости российских реалий многие благие начинания так и остались на стадии проектов, так как чаще всего предприниматели предпочитают строить краткосрочные планы.

Новый закон ещё раз подтвердил, в каком неуверенном положении прибывает рынок. Как оказалось, многие не готовы платить за право продолжить свою работу взносы до 500 тыс. руб. (сумма зависит от вида НП, а вступление в СРО подразумевает внесение обязательных платежей). Особенно чувствительным этот удар стал для малого и среднего бизнеса. Хотя потом и последовали поправки, отчасти облегчающие положение компаний, имеющих небольшие обороты и незначительное количество персонала, вопрос о дифференцированном подходе всё ещё остаётся актуальным.

Следующей негативной особенностью перехода на саморегулирование стало возникновение коммерческих СРО строителей стройкомплекса, в состав которых вошли компании, не стремящиеся строго соблюдать законодательство либо и вовсе уже лишившиеся за допущенные нарушения статуса члена СРО в других некоммерческих партнерствах. Имея право на выдачу разрешительных документов на выполнение строительных работ, такие организации способствуют дискредитации самой идеи саморегулирования. Поскольку вопрос ценообразования вступительных и членских взносов только обозначен законодательно стали возможны различные махинации. Так, например, некоторые СРО устанавливают минимальный размер взносов и стремятся заработать на количестве привлекаемых участников, другие же наоборот завышают сумму, оправдывая это своей значимостью и престижем. К сожалению, для соискателей членства в СРО, не обладающих необходимыми знаниями и стремящихся к дешевизне, возможен и крайний вариант – быть попросту обманутыми и стать членами фиктивного СРО.

А что же государство? Оно занимает разъяснительно-надзорную позицию и производит выдачу допусков после внутренней проверки СРО. НП размеры, которого позволяют создать СРО, вправе образовать Национальное объединение, первые лица которого войдут в Координационный совет наряду со специалистами Ростехнадзора. Иными словами, властные органы контролируют надлежащую хозяйственную деятельность, при этом управленческий аппарат стал более оптимизирован.

Ещё один ключевой фактор в системе СРО, о котором мы просто не можем не сказать – коллективная ответственность перед потребителем. Законодательно предусмотрено, что выплаты компенсации производятся по специальной двухуровневой системе – из страховых средств самой компании-виновницы и при необходимости из компенсационного фонда СРО, наполняемого всеми членами организации. Учитывая то, что такие выплаты уже производились, можно утверждать – СРО строителей прошли проверку и на этом, пожалуй, ключевом направлении.

Читайте также
23 Август 2023, Среда
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 2050 для прохождения процедуры подтверждения компетенции аккредитованным лицом в адрес ФСА предоставляется заявление о п...
4 Август 2023, Пятница
Согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 к управлению документами системы менеджмента (вариант А): п. 8.2.4 Вся документация, процессы, системы, записи, относящиеся к выполнению требо...
22 Июнь 2023, Четверг
Определение понятия «область аккредитации» приведено в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»: «Область аккредитации - сфера деятел...
Консультация эксперта
Звоните
8 (800) 500-41-35

Режим работы: с 09:00 до 18:00, в пятницу до 17:30

Онлайн заказы в выходные дни будут обработаны в первую очередь в понедельник утром

Или задайте свой вопрос, заполнив небольшую форму
и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время
* поля, обязательные для заполнения
Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности данного сайта.
© 2010 - 2024 Nice Consulting ООО «Независимый центр сертификации и экспертиз»
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности